вторник, 26 января 2016 г.

Урок 19. Паскаль. Оператор цикла WHILE

Оператор WHILE - цикл с условием

Синтаксис (справка по Паскалю, цикл с условием)
Оператор цикла while имеет следующую форму:
while условие do
  
оператор
Условие представляет собой выражение логического типа, а оператор после do называется телом цикла. Перед каждой итерацией цикла условие вычисляется, и если оно истинно, то выполняется тело цикла, в противном случае происходит выход из цикла.
Если вместо одного оператора в теле цикла требуется выполнить несколько операторов, то используется блок команд begin...end.
Если условие всегда оказывается истинным, то может произойти зацикливание:
while 2>1 do 
    write(1);

Чтобы прервать зациклившуюся программу, выполняющуюся из интегрированной среды в режиме связи с оболочкой, следует использовать комбинацию клавиш Ctrl-F2 или пункт меню Программа/Завершить
В качестве примера разберем алгоритм сложения нескольких чисел. Числа вводятся с клавиатуры. Алгоритм завершает работу, когда сумма чисел превышает 20.

Работа на ПК в классе:

Вариант 1: Выполнить While7, If11While11, сохранить в своей папке Pascal  на локальном диске 
Вариант 2: Выполнить While8, If10While11, сохранить в своей папке Pascal  на локальном диске
Вариант 3: Выполнить While9,  While11, While20, сохранить в своей папке Pascal  на локальном диске

Домашнее задание

Прислать учителю информатики до 1.02.2016 (понедельник) до 23.00 по школьной эл почте письмо-отчет о выполнении домашнего задания. Задание находится ЗДЕСЬ

вторник, 19 января 2016 г.

Урок 18. Паскаль. Арифметические операции. Оператор ветвления

Часть 1. Арифметические операции над числовыми данными

Основными числовыми типами данных являются integer (целые), real (вещественные)
Пример объявления данных:
     var a, b: integer;
     var k, r: real;
Над этими данными могут выполняться следующие операции:
     *  (умножение) для integer, real;
     /   (деление) для integer, real;
     div (получение целого частного) только  для integer;
     mod (получение целого остатка деления) только  для integer.
     +  (сложение) для integer, real;
     -   (вычитание) для integer, real;
Подробнее про типы данных и арифметические операции можно прочесть в Справке по Паскалю (Основы) 

Часть 2. Оператор ветвления (Условный оператор)

Оператор имеет полную форму и краткую форму

if условие then оператор1 else оператор2 { полный оператор, разветвление}
if условие then оператор { неполный оператор,  обход}
Каждое ключевое слово else, для которого выбор соответствующего ему if неоднозначен, должно считаться относящимся к ближайшему if, для которого нет соответствующего ему else.
В случае конструкции вида
if условие1 then 
    if
 условие2 then оператор1
    else оператор2
else всегда относится к ближайшему предыдущему оператору if, для которого ветка else еще не указана.
Условный оператор работает как обычно: 
1.      Проверяется выражение, которое является условием.
2.      Если условие истинно (true), выполняется оператор1, иначе (false) — оператор2.
Операторы  оператор1 и оператор2 никогда не выполняются вместе — работает только один из них. После выполнения условного оператора управление передается на оператор, который следует за условным.
Вместо одного оператора оператор1 может использоваться блок команд begin...end.

Работа на ПК в классе:

  1. Программу следует  начать с комментария, в котором содержится условие задачи и набор тестовых данных. Тестовые данные — это те данные, на которых надо проверять работу программы
  2. Программу следует сопровождать комментариями по тексту
  3. Программу следует начать с приветствия
writeln ('Вас приветствует программа Петрова П');
Вариант 1: Выполнить  If3, If4, Integer7, сохранить в своей папке Pascal  на локальном диске  
Вариант 2: Выполнить  If2, If5, Integer8, сохранить в своей папке Pascal  на локальном диске 
Вариант 3: Выполнить  If6, If11, Integer12, сохранить в своей папке Pascal  на локальном диске

Домашнее задание

Прислать учителю информатики до 25.01.2016 (понедельник) до 23.00 по школьной эл почте письмо-отчет о выполнении домашнего задания. Задание находится ЗДЕСЬ
Тема письма: 9 кл ДЗ к уроку Паскаль-2  <ваша фамилия> 

вторник, 12 января 2016 г.

Урок 17. Моделирование в среде программирования PascalABC.NET

Часть 1. Повторение

Поздравляем всех учеников с наступившим 2016 годом!
А у нас новая тема - программирование в   среде PascalABC.NET!
Ну, скажете вы, вот так новость! В прошлом году это (или почти это) уже было!
Правильно, а новое - это хорошо забытое старое!
Поэтому быстро вспоминаем и записываем в тетрадь

Языки программирования - формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер.
Алгоритм - набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения поставленной цели за конечное число шагов.
Паскаль - один из универсальных языков программирования высокого уровня. Он поддерживает процедурный стиль программирования.

Автор языка Паскаль - Никлаус Вирт (нем. Niklaus Wirth, род. 15 февраля 1934 года) — швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор компьютерных наук. Подробнее читайте в вашей любимой Википедии


Часть 2. Этапы решения задачи на компьютере. Этапы моделирования


1 этап. Постановка задачи. Результат - словесная информационная модель
2 этап. Формализация. Результат - математическая модель
3 этап. Алгоритмизация. Результат  - алгоритм ( описание на алгоритмическом языке, в виде блок-схемы и т п)
4 этап. Программирование. Результат  - Программа
5 этап. Компьютерный эксперимент. Отладка, тестирование. Результат - уточнение модели. Возможен возврат к этапам 1 - 4.

Часть 3. Знакомство со средой PascalABC.NET

PascalABC.NET — это:

Язык программирования Pascal нового поколения, сочетающий простоту классического языка Паскаль, ряд современных расширений и огромные возможности платформы .NET.
Бесплатная, простая и мощная среда разработки.

Работа на ПК


Найдите на рабочем столе ярлык PascalABC.NET, запустите приложение.
Изучите интерфейс приложения.
Схематично зарисуйте в тетрадь расположение и назначение окон приложения.


1. В окне ввода наберите текст программы вычисления куба числа
Сохраните текст программы на локальном компьютере в своей папке, во вложенной папке Pascal под именем Pas9_0_cl.pas
// Пример программы на Паскале. Вычисление куба числа r
var r: real;
var r3: real; // вспомогательная переменная
begin
  write ('Введите r: ');
  readln (r);
  r3 := r * r * r;
  writeln (r, ' в степени 3 = ', r3);
end.
Сделайте компиляцию программы (Ctrl + F9).
Если нет синтаксических ошибок, то запустите программу (F9) 3 раза с разными данными, проанализируйте результат, покажите учителю.
2. Составьте программы для заданий Begin5, Begin8, Begin11 и выполните их

Домашнее задание

1. Срочно установить на домашнем ПК свободно распространяемую среду PascalABC.NET
 с сайта http://pascalabc.net/ . Подробно об установке читать в сообщении от 23 декабря 2015
2. Сделать компиляцию (Ctrl + F9) примера CompilerError1.pas:
Меню -- Помощь -- Изучаем PascalABC.NET -- 02_Errors -- CompilerError1.pas.
Исправить ошибки, выполнить пример (F9)
3. Аналогично сделать компиляцию и выполнение примеров CompilerError2.pas, CompilerError3.pas
3. Прислать учителю информатики до 18.01.2016 (понедельник) до 23.00 по школьной эл почте письмо-отчет о выполнении домашнего задания. В письмо скопировать результат выполнения программ CompilerError1.pas, CompilerError2.pas, CompilerError3.pas.
Если что-то не получилось, написать причину невыполнения задания.
 Отсутствие письма - 2 в журнал

вторник, 22 декабря 2015 г.

Поздравляем с наступающим НОВЫМ ГОДОМ!

   Поздравляем с наступающим Новым 2016 годом!   

Желаем вам как следует отдохнуть, выспаться, нагуляться, посмеяться и развлечься!
А когда  отдохнете, то займитесь установкой на своем ПК среды программирования PascalABC.NET
Уважаемые родители! Всю 3 четверть ваши дети будут заниматься программированием. Для успешной учебы  им ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно установить  PascalABC.NET  Пожалуйста, помогите им. Если что-то непонятно, пишите нам по электронной почте. Заранее спасибо!
Итак, начинаем
1. Зайдите на сайт PascalABC.NET
2. Слева в меню выберите 2-ю строку - СКАЧАТЬ
3. Если у вас первая установка - выбираете первый вариант скачивания, если обновление, то второй вариант
4. После установки убедитесь, что система работоспособна.
а) Для этого запустите систему (через меню Пуск или ярлык на рабочем столе)
б) В открывшемся окне найдите строку меню (Файл  Правка  Вид ...  Помощь)
в) Последовательно откройте пункты  Помощь, Изучаем PascalABC.NET, 01_First
г)  В открывшемся окне выберите файл Calculations1.pas, откройте его
д) Вы увидите текст программы-примера. Смело запускайте эту программу через меню:
Программа -- Выполнить
е) Программа должна выполниться и вывести результат вычислений
ж) Копируете этот результат и вставляете в текст письма для учителя информатики. Тема письма: "Установка PascalABC.NET " Это письмо - ваш отчет об успешной установке PascalABC.NET на вашем ПК
з) Отправляете письмо. Ура!
5. Пришлите учителю информатики ваше письмо-отчет до 11.01.2016 (понедельник) до 23.00  Если что-то не получилось, напишите о том, что не получилось.

 Желаем успеха и надеемся, что у вас все получится!

Урок 15. Логические функции в электронных таблицах

Как вам уже известно, для проверки условий при выполнении расчетов в электронных таблицах используется логическая функция IF (ЕСЛИ)
 Формат обращения к функции IF:
IF (<условие>; <действие1>;<действие2>)
Здесь  <условие> - логическое выражение, построенное с помощью операций отношения и логических операций;
<условие> -  принимает значение ИСТИНА или ЛОЖЬ
В электронных таблицах логические операции реализованы как функции NOT, OR, AND (НЕ, ИЛИ, И)




Заполните таблицы вот так:
Тогда результат будет вот такой:
Задание на ПК

  1. Построить электронные таблицы для   логических операций - функций NOT, OR, AND,
    файл поместить в свою облачную папку, назвать лог-операции-своя-фамилия, предоставить учителю доступ на редактирование
  2. Выполнить зачетную работу по электронным таблицам 

вторник, 15 декабря 2015 г.

Урок 14-2. Построение диаграмм в электронных таблицах

Одним из самых впечатляющих достоинств Электронных таблиц является способность превращать абстрактные ряды и столбцы чисел в привлекательные, информативные графики и диаграммы.  Существует 14 типов различных стандартных двух- и трехмерных диаграмм. При создании новой диаграммы по умолчанию  установлена гистограмма.
Диаграмма - это объект электронной таблицы, предназначенный для графического представления данных. Они позволяют оценить имеющиеся величины лучше, чем самое внимательное изучение каждой ячейки рабочего листа. Диаграмма может помочь обнаружить ошибку в данных.
Для того чтобы можно было построить диаграмму, необходимо иметь, по крайней мере, один ряд данных. Источником данных для диаграммы выступает электронная таблица .
Специальные термины, применяемые при построении диаграмм:
-                 Значения отображаемых в диаграмме функций и гистограмм составляют ряды данныхРяд данных – последовательность числовых значений, находящихся в одном столбце или строке. При построении диаграммы могут использоваться несколько рядов данных. Все ряды должны иметь одну и туже размерность.
-       Легенда – список названий рядов данных на диаграмме.
Тип диаграммы влияет на ее структуру и предъявляет определенные требования к рядам данных. Так, для построения круговой диаграммы всегда используется только один ряд данных.



Последовательность действий, при построении диаграммы

1. Выделите в таблице диапазон данных, по которым будет строиться диаграмма, включая, если это возможно, и диапазоны подписей к этим данным по строкам и столбцам.
2. Вызовите мастера построения диаграмм (пункт меню Вставка/ Диаграмма или кнопка на стандартной панели инструментов).
4. Внимательно читая все закладки диалогового окна мастера построения диаграмм на каждом шаге, дойдите до конца (выбирайте “Далее”, если эта кнопка активна) и в итоге нажмите “Готово”.
После построения диаграммы можно изменить:
  •       размеры диаграммы, потянув за габаритные обозначения, которые появляются тогда, когда диаграмма выделена;
  •      положение диаграммы на листе, путем перетаскивания объекта диаграммы мышью;
  •     шрифт, цвет, положение любого элемента диаграммы, дважды щелкнув по этому элементу левой кнопкой мыши;
  •    тип диаграммы, исходные данные, параметры диаграммы, выбрав соответствующие пункты из контекстного меню (правая кнопка мыши).
Диаграмму можно удалить: выделить и нажать <Delete>.
Диаграмму, как текст и любые другие объекты , можно копировать в буфер обмена и вставлять в любой другой документ.
Задание на ПК
Для задачи 3.18  "Исследование массива температур в ноябре" постройте 2 диаграммы
Обратите внимание !!! Построение диаграмм в Libre Office и на облачном диске имеет различие.
Для создания диаграмм в Libre Office перейти по ссылке
Для создания диаграмм на облачном диске перейти по ссылке

Домашнее задание - последнее в 2015 году !!!
  • Выполнить домашнее задание  до 23.00 час 21.12.15. 
  • Построить электронную таблицу и диаграмму. Шаблон задания находится ЗДЕСЬ

Урок 14-1. Анализ контрольной работы. Обработка массивов данных

Обзор результатов контрольной работы по электронным таблицам  - на первом уроке

Задание 1  на ПК - на первом уроке
  1. Задача 3.18 "Исследование массива температур" в ноябре
  2. Цель моделирования учебная: выяснить, какую информацию можно получить, обработав числовой массив
  3. Создайте таблицу на своем  облачном диске, в своей папке по ИКТ 
  4. Дайте файлу  имя yyyy-task3-18,  где  yyyy - фамилия учащегося
  5. Предоставьте доступ учителю на редактирование
  6. Постройте компьютерную модель и проведите 1- 4 эксперименты.
  7. Дополнительно определите холодные дни, когда дневная температура была ниже среднестатистической, и количество таких дней в ноябре. Формулы составьте самостоятельно.
  8. Определите даты, когда ночная температура была минимальной. Формулы составьте самостоятельно.