вторник, 29 марта 2016 г.

Урок 27. База данных как модель предметной области

В настоящее время для хранения, поиска, выдачи информации по запросам пользователя используются различные информационные системы.
Примеры информационных систем:

  • Справочная адресная служба большого города
  • Транспортная информационная система, обеспечивающая также и покупку железнодорожных и авиабилетов
      
  • Информационно-поисковая система правового характера

Центральной частью любой информационной системы является база данных
База данных (БД) - это совокупность данных, организованных по определенным правилам, отражающая состояние объектов и их отношений в некоторой предметной области.

В середине ХХ века  были предложены следующие принципы  проектирования табличных БД:
      ,
    • Каждая таблица описывает один класс объектов;
    • Порядок расположения полей в таблице не имеет значения;
    • Все значения одного поля относятся к одному типу данных;
    • В таблице нет двух одинаковых записей;
    • Порядок расположения  записей в таблице не имеет значения.

    Поэтому можно дать следующее определение. 
    Реляционная БД - это БД, которую можно представить в виде набора таблиц с установленными между ними связями.

    Система управления БД (СУБД) - это программное обеспечение для создания баз данных, хранения и поиска в них необходимой информации. 

    Для проектирования БД средней сложности наиболее часто используются Microsoft Access, OpenOffice.org Base, LibreOffice Base.

    Основными объектами СУБД являются:
    • Таблицы - это основной тип объектов. В таблицах хранятся данные.  
    • Формы - это вспомогательные объекты. Они обеспечивают удобную работу с данными в таблице.  
    • Запросы - это команды и результаты обращения пользователя к СУБД для поиска данных, сортировки, добавления, и удаления и обновления записей.
    • Отчеты - это документы, сформированные на основе таблиц и запросов и предназначенные для вывода на печать.
    Прочитать и выполнить предложенное задание на разработку БД
    Практическая работа. Задание на разработку однотабличной БД


    воскресенье, 28 февраля 2016 г.

    Урок 24. Паскаль. Контрольная работа. Графика в Паскале

    Часть 1. Контрольная работа

    Ребята! Напоминаем, 2.03.16 - контрольная работа по Паскалю. 9А на первом уроке, 9Б на третьем уроке
    Для подготовки посмотрите еще раз уроки с 17 по 23.

    Варианты контрольной работы вам укажет учитель.
    Тексты контрольной работы выложены на локальном сервере

    На контрольной нужно будет выполнить несколько заданий
    • Дать определение алгоритма или одного из  видов алгоритмов (линейный, разветвление, цикл с условием, цикл с параметром)
    • Нарисовать одну из блок схем: блок-схему разветвляющегося алгоритма, циклического алгоритма с условием, циклического алгоритма с параметром
    • Найти и исправить синтаксические ошибки в программе-1
    • Дан текст программы-2. Выяснить, каким будет результат работы программы-2
    • Дана блок-схема программы-3. Выяснить, каким будет результат работы программы-3
    • Написать небольшую программу-4 по заданию учителя

    Часть 2. Графика в Паскале

    Что  хорошего, кроме вычислений (про которые вы думаете, что они вам никогда не пригодятся) может нам предложить Паскаль? Что-нибудь красивое, яркое есть? Пожалуйста! Берите инструменты графики (стандартные процедуры и функции) и творите чудеса!
    Вот какие замечательные картинки создают задачи, которые можно найти в разделе Помощь PascalABC.Net

    Работа на ПК в классе:

    Предлагаю вам исследовать, как работают графические примитивы.
    1. Проанализируйте примеры, предложенные разработчиками PascalABC.Net, и выполните исследовательскую работу.
    2. А поскольку скоро 8 марта, то в результате постарайтесь создать программу, которая "нарисует" поздравительную открытку! Что может быть на открытке?
    • Цветок-ромашка, цветик-семицветик, стилизация под цветок
    • Цифра 8, собранная из разноцветных колец
    • Поздравительный текст
    • Что-нибудь абстрактное
    • Композиция всего перечисленного и т п

    Домашнее задание

    Нарисовать поздравительную открытку к 8 марта в любом приложении (Paint, Gimp, Pascal)

    вторник, 23 февраля 2016 г.

    Урок 23. Паскаль. Поиск минимума и максимума в массиве

    Последовательный поиск в массиве

    В программировании поиск - одна из наиболее часто встречающихся задач невычислительного характера.

    Предположим, что в некотором массиве хранятся результаты забега на 100 метров.

    • Необходимо выяснить, кто занял первое место.
    • Необходимо выяснить, кто занял 1, 2, 3 место
    • Необходимо выяснить, насколько победитель пробежал быстрее самого слабого участника 
    Все эти задачи сводятся к поиску максимального и   минимального значения элемента массива
    Компьютер не может сравнить разом весь ряд объектов. На каждом шаге он может сравнивать только два объекта. Поэтому в программе необходимо организовать последовательный просмотр элементов массива и сравнение значения очередного просматриваемого элемента с некоторым образцом

    Пример программы поиска первого минимума
    Пример программы поиска последнего максимума

    Работа на ПК в классе:

    Выполните в классе задание на поиск экстремумов
    Вариант 1, 2 для 9а; Вариант 3, 4 для 9б 

    Домашнее задание

    На следующем уроке 2.03.16 - контрольная работа по Паскалю. Готовьтесь!
    Прислать учителю информатики до 29.02.2016 (понедельник) до 23.00 по школьной эл почте письмо-отчет о выполнении домашнего задания. Задание находится ЗДЕСЬ. 

    вторник, 16 февраля 2016 г.

    Урок 22. Паскаль. Оператор цикла FOR. Случайные числа

    Цикл FOR -  цикл с заданным числом повторений, цикл с параметром

    Оператор цикла for имеет одну из двух форм:
    for переменная := начальное значение to конечное значение do
      
    оператор
    или

    for переменная := начальное значение downto конечное значение do
      
    оператор
    Текст от слова for до слова do включительно называется заголовком цикла, а оператор после do - телом цикла. Переменная после слова for называется параметром цикла.
    Для первой формы цикла с ключевым словом to параметр цикла меняется от начального значения до конечного значения, увеличиваясь всякий раз на единицу, а для второй формы ключевым словом downto - уменьшаясь на единицу.
    Для каждого значения переменной-параметра выполняется тело цикла. Однократное повторение тела цикла называется итерацией цикла. Значение параметра цикла после завершения цикла считается неопределенным.

    Если для цикла for ... to начальное значение переменной цикла больше конечного значения или для цикла for ... downto начальное значение переменной цикла меньше конечного значения, то тело цикла не выполнится ни разу.

    Изменение переменной-параметра цикла внутри цикла является логической ошибкой.

    Заполнение массива

    Цикл for ... to или for ... downto удобно использовать для работы с массивами: для заполнения, для поиска элементов с заданными свойствами.
    1. Заполнение массива из 10 элементов вводом значений с клавиатуры
        for i:=10 downto 1 do read ( a[i] ); // заполнение от 10 элемента до 1
    2. Заполнение массива из 10 элементов с помощью оператора присваивания
         for i:=1 to 10 do a[i]:=i+2; // заполнение от 1 элемента до 10
    3. Заполнение массива из 10 элементов случайными числами
         randomize; // активизация датчика случайных чисел
         for i:=1 to 10 do a[i]:=random(100); // каждый элемент - случайное число [ 0;100 )

    Работа на ПК в классе:

    1. Вариант 1, 2 для 9а; Вариант 3, 4 для 9б 
    2. Те, кто выделен в отдельную группу, работают по индивидуальному заданию Pas22_0_cl.pas
    Показать работающую программу учителю


    Домашнее задание

    Прислать учителю информатики до 22.02.2016 (понедельник) до 23.00 по школьной эл почте письмо-отчет о выполнении домашнего задания. Задание находится ЗДЕСЬ. Те, кто пришлет задание ПОЗДНЕЕ, могут рассчитывать только на 3.

    вторник, 9 февраля 2016 г.

    Урок 21. Паскаль. Массивы. Продолжение

    Сегодня урок - закрепление по работе с массивами.  Работаем несколькими группами по разным заданиям 

    Работа на ПК в классе:

    1. Те, кто отсутствовал на прошлом уроке, читают предыдущее сообщение от 2.02.16, пишут и отлаживают  программу  Pas20_0_cl.pas, показывают учителю.
    Затем работают по вариантам Вариант 1, 2 для 9а;   Вариант 3, 4 для 9б 
    2. Те, кто присутствовал на прошлом уроке, продолжают работать по вариантам Вариант 1, 2 для 9а;   Вариант 3, 4 для 9б. Отлаженные программы показать учителю 
    3. Те, кто выделен в отдельную группу, работают по индивидуальному заданию Pas20_1_cl.pasОтлаженную программу показать учителю
    4. Те, кто сдает ГИА по информатике,  пишут пробный вариант ГИА

    Домашнее задание

    Прислать учителю информатики до 15.02.2016 (понедельник) до 23.00 по школьной эл почте письмо-отчет о выполнении домашнего задания. Задание находится ЗДЕСЬ. Тем, кто пришлет задание ПОЗДНЕЕ, оценка будет снижена.

    вторник, 2 февраля 2016 г.

    Урок 20. Паскаль. Массивы

    До сих пор в Паскале вы имели дело с простыми типами данных. К простым типам относятся порядковые (целые, логические, символьные)  и вещественные типы данных

    Сегодня мы переходим к изучению массивов. Массивы относятся к  структурированным типам данных.

    Массив представляет собой набор элементов одного типа, каждый из которых имеет свой номер, называемый индексом (индексов может быть несколько, тогда массив называется многомерным). Индекс определяет положение элемента в массиве.

    Перед использованием в программе массив должен быть описан, то есть должно быть указано имя массива, количество элементов и их тип. Это необходимо для того, чтобы выделить участок памяти нужного размера для хранения элементов массива. Общий вид описания массива:
    var  <имя_массива>: array [<мин_зн_индекса> .. <макс_зн_индекса>] of <тип_элементов>;
    Тип индекса обязательно представляет собой интервальный тип и обязательно должен задаваться в виде a..b, где a и b - константные выражения целого, символьного или перечислимого типа.
    Например, массивы a1,a2 состоят каждый из 10 целочисленных элементов, а массив b состоит из 6 вещественных чисел:
    var
      a1,a2: array [1..10] of integer;
      b: array [0 .. 5] of real;
    В программе к элементу массива a1 с номером i следует обращаться так: a1[i]

    Переменные-массивы одного типа можно присваивать друг другу, при этом будет производиться копирование содержимого одного массива в другой:
    a1:=a2;

    Пример программы с массивом

    В качестве примера напишем программу Pas20_0_cl.pas по следующему заданию:
    Заполнить массив из 10 элементов целыми  числами от 3 до 12.
    Массив объявлен как var arr00: array [1..10] of  integer. Вывести значения элементов массива на экран в одну строку через знаки  ; . Сосчитать сумму элементов,  вывести сумму на экран с новой строки.

    Работа на ПК в классе:

    1. Отладить программу  Pas20_0_cl.pas, показать учителю (для всех)
    2. Отладить индивидуальное задание Pas20_1_cl.pasпоказать учителю
    2. Далее работаем по вариантам Вариант 1, 2 для 9а;   Вариант 3, 4 для 9б 

    Домашнее задание

    Прислать учителю информатики до 8.02.2016 (понедельник) до 23.00 по школьной эл почте письмо-отчет о выполнении домашнего задания. Задание находится ЗДЕСЬ. Тем, кто пришлет задание ПОЗДНЕЕ, оценка будет снижена.

    вторник, 26 января 2016 г.

    Урок 19. Паскаль. Оператор цикла WHILE

    Оператор WHILE - цикл с условием

    Синтаксис (справка по Паскалю, цикл с условием)
    Оператор цикла while имеет следующую форму:
    while условие do
      
    оператор
    Условие представляет собой выражение логического типа, а оператор после do называется телом цикла. Перед каждой итерацией цикла условие вычисляется, и если оно истинно, то выполняется тело цикла, в противном случае происходит выход из цикла.
    Если вместо одного оператора в теле цикла требуется выполнить несколько операторов, то используется блок команд begin...end.
    Если условие всегда оказывается истинным, то может произойти зацикливание:
    while 2>1 do 
        write(1);

    Чтобы прервать зациклившуюся программу, выполняющуюся из интегрированной среды в режиме связи с оболочкой, следует использовать комбинацию клавиш Ctrl-F2 или пункт меню Программа/Завершить
    В качестве примера разберем алгоритм сложения нескольких чисел. Числа вводятся с клавиатуры. Алгоритм завершает работу, когда сумма чисел превышает 20.

    Работа на ПК в классе:

    Вариант 1: Выполнить While7, If11While11, сохранить в своей папке Pascal  на локальном диске 
    Вариант 2: Выполнить While8, If10While11, сохранить в своей папке Pascal  на локальном диске
    Вариант 3: Выполнить While9,  While11, While20, сохранить в своей папке Pascal  на локальном диске

    Домашнее задание

    Прислать учителю информатики до 1.02.2016 (понедельник) до 23.00 по школьной эл почте письмо-отчет о выполнении домашнего задания. Задание находится ЗДЕСЬ