среда, 31 января 2018 г.

Урок 19. Контрольная работа и построение диаграмм



Даты проведения урока 31.01.18  и 1.02.18

Часть I

Ребята! Контрольная работа по электронным таблицам 9А, 9В - 31.01.18 ;  9Б  - 1.02.18

Желаем удачи!

Часть II. Построение диаграмм


Одним из самых впечатляющих достоинств Электронных таблиц является способность превращать абстрактные ряды и столбцы чисел в привлекательные, информативные графики и диаграммы. Существует 14 типов различных стандартных двух - и трехмерных диаграмм. При создании новой диаграммы по умолчанию установлена гистограмма.

Диаграмма - это объект электронной таблицы, предназначенный для графического представления данных. Они позволяют оценить имеющиеся величины лучше, чем самое внимательное изучение каждой ячейки рабочего листа. Диаграмма может помочь обнаружить ошибку в данных.

Источником данных для диаграммы выступает электронная таблица. Для того чтобы можно было построить диаграмму, необходимо иметь, по крайней мере, один ряд данных.
  • Ряд данных – последовательность числовых значений, находящихся в одном столбце или строке. При построении диаграммы могут использоваться несколько рядов данных. Все ряды должны иметь одну и ту же размерность.
  • Легенда – список названий рядов данных на диаграмме.
  • Тип диаграммы влияет на ее структуру и предъявляет определенные требования к рядам данных. Так, для построения круговой диаграммы всегда используется только один ряд данных.



Последовательность действий при построении диаграммы

1. Выделите в таблице диапазон данных, по которым будет строиться диаграмма, включая, если это возможно, и диапазоны подписей к этим данным по строкам и столбцам.
2. Вызовите мастера построения диаграмм (пункт меню Вставка/ Диаграмма или кнопка на стандартной панели инструментов).
3. Внимательно читая все закладки диалогового окна мастера построения диаграмм на каждом шаге, дойдите до конца (выбирайте “Далее”, если эта кнопка активна) и в итоге нажмите “Готово”.
После построения диаграммы можно изменить:
  • размеры диаграммы, потянув за габаритные обозначения, которые появляются тогда, когда диаграмма выделена;
  • положение диаграммы на листе путем перетаскивания объекта диаграммы мышью;
  • шрифт, цвет, положение любого элемента диаграммы, дважды щелкнув по этому элементу левой кнопкой мыши;
  • тип диаграммы, исходные данные, параметры диаграммы, выбрав соответствующие пункты из контекстного меню (правая кнопка мыши).
Диаграмму можно удалить: выделить и нажать <Delete>.
Диаграмму, как текст и любые другие объекты, можно копировать в буфер обмена и вставлять в любой другой документ.

Задание на ПК
Для задачи 3.18  "Исследование массива температур в ноябре" постройте 2 диаграммы
Обратите внимание !!! Построение диаграмм в Libre Office и на облачном диске имеет различия.
Для создания диаграмм в Libre Office перейти по ссылке
Для создания диаграмм на облачном диске перейти по ссылке

Домашнее задание 
  • Выполнить домашнее задание  до 23.00 час 5.02.17. (За работу, выполненую позже срока, оценка будет снижена)
  • Построить электронную таблицу и диаграмму. Шаблон задания находится ЗДЕСЬ

вторник, 23 января 2018 г.

Урок 18. Логические функции IF и COUNTIF

Дата проведения урока 24.01.18 и 25.01.18
  • Условная функция IF (ЕСЛИ) используется для проверки условий при выполнении расчетов
         Формат обращения к функции IF:
    IF (<условие>; <действие1>;<действие2>)
    Здесь <условие> - логическое выражение, принимающее значение ИСТИНА или ЛОЖЬ
    <действие1> - это действие, которое выполняется, если <условие> ИСТИННО
    <действие2> - это действие, которое выполняется, если <условие> ЛОЖНО
    Например, при вводе в ячейку формулы =IF(2>5;200;500) в ней появится значение 500
  • Функция COUNTIF (СЧЕТЕСЛИ) позволяет подсчитать количество ячеек в <диапазоне>, которые удовлетворяют <условию>
         Формат обращения к функции COUNTIF:
    COUNTIF (<диапазон>; <условие>)
    Здесь <условие> - логическое выражение, принимающее значение ИСТИНА или ЛОЖЬ
    <диапазон> - диапазон ячеек, которые проверяются на соответствие <условию>
    Например, если в диапазон A1:A4  ввести четные числа от 2 до 10, то при вводе формулы =COUNTIF(A1:A5;">5")  в ячейку B5 в ней появится значение 3

    Задание 1  на ПК - на втором уроке
    1. Задача 3.18 "Исследование массива температур" в ноябре
    2. Цель моделирования учебная: выяснить, какую информацию можно получить, обработав числовой массив
    3. Создайте таблицу на своем  облачном диске, в своей папке по ИКТ 
    4. Дайте файлу  имя yyyy-task3-18,  где  yyyy - фамилия учащегося
    5. Предоставьте доступ учителю на редактирование
    6. Постройте компьютерную модель и проведите 1- 4 эксперименты.
    7. Дополнительно определите холодные дни, когда дневная температура была ниже среднестатистической, и количество таких дней в ноябре. Формулы составьте самостоятельно.
    8. Определите даты, когда ночная температура была минимальной. Формулы составьте самостоятельно.
     
Домашнее задание
  • Выполнить домашнее задание  до 23.00 час 29.01.18
  • Повторить пост Урок 17 от 17.01.2017 - "Встроенные функции в электронной таблице"
  • Подготовиться к контрольной работе по электронным таблицам. Работа состоится 31.01.18 и 1.02.18
  • Решить задачу. Шаблон задания находится ЗДЕСЬ

вторник, 16 января 2018 г.

Урок 17. Встроенные функции в электронной таблице

Даты проведения урока 17.01.18, 18.01.18
Использование функций в формулах
Более подробно про использование функций можно прочесть в электронном приложении к учебнику Босовой Л.Л.
Часто в вычислениях приходится использовать формулы, содержащие встроенные функции.
Функции - это заранее определённые и встроенные в электронные таблицы формулы. Использование функций позволяет упростить формулы и сделать процесс вычислений более понятным.
Электронные таблицы  имеют несколько сотен функций, которые подразделяются на категории: 
  • Математические,
  • Статистические, 
  • Финансовые, 
  • Текстовые, 
  • Логические,
  • Даты и времени и т.д.
Одной из наиболее часто используемых операций является суммирование значений диапазона ячеек для расчёта итоговых результатов. Для этого можно использовать значок Автосуммирование на панели инструментов.
Для использования других функций можно воспользоваться
меню ВСТАВКА -> функции.
Правила обращения к функции:
  • каждая функция имеет уникальное имя
  • при вызове функции после имени в круглых скобках указывается список аргументов; аргументы в списке разделяются точкой с запятой
  • при копировании формул ссылки, используемые во встроенных функциях, изменяются по общему правилу
Пример:
=SUM (B2:F1)  -->  =SUM (C2:G1)
          |                             |
         V                           V
=SUM (B3:F2)        =SUM (C3:G2)

Примеры часто используемых  функций:
=SUM(D3:E5)  вычисляет сумму ячеек из диапазона D3 : E5 (D3+D4+D5+E3+E4+E5)
=SUM(D3;E5)   вычисляет  сумму 2-х ячеек D3 и E5
=SUM(D3:D7;A1:G1; B2)
=AVERAGE (D3:E5) Вычисляет среднее арифметическое аргументов
=COUNT(D3:D7)  Подсчитывает количество числовых значений в списке аргументов.
=MAX(B2+B4;D1) Возвращает максимальное значение в наборе чисел
=MIN(B2+B4;D1) Возвращает минимальное значение в наборе чисел

Задание на ПК
Моделирование ситуаций, задача 3.6 Компьютерный магазин (Тема 3.3)
  1.  Создайте таблицу в своей локальной папке (или на  облачном диске, в своей папке по ИКТ) и дайте файлу  имя yyyy-task3-6.xls    где  yyyy - фамилия учащегося
  2. Создайте модель расчетной квитанции для покупателя
  3. Заполните по образцу расчетную таблицу. Введите все формулы. 
  4. Проведите тестовый расчет компьютерной модели по данным, приведенным в таблице.
  5. Скопируйте Лист1 для эксперимента 2 (Щелкнуть по ярлычку Листа 1 -- создать копию)
  6. Введите курс доллара на сегодня, выставьте сегодняшнюю дату
  7. На Листе 2 проведите эксперимент 2, добавив строки с другими видами товаров
  8. Подберите данные так, чтобы получить скидку на вашу покупку.
  9. Запишите на Лист1 ваши предложения: как получить скидку на покупку?
Домашнее задание
  • Кто еще не установил Паскаль - срочно устанавливайте! 
  • Выполнить домашнее задание  до 23.00 час 22.01.18
  • Прочитать пост от 11.01.18 - "Урок 16-9Б. Редактирование и форматирование данных в электронной таблице"
  • Старое ДЗ (для тех, кто забыл сделать): Построить таблицу сложения чисел  от 1 до 9 и умножения чисел от 10 до 19. Шаблон задания находится ЗДЕСЬ
  • Решить задачу 4. Шаблон задания находится ЗДЕСЬ

среда, 10 января 2018 г.

Урок 16-9Б. Редактирование и форматирование табличных документов

Дата проведения урока для 9Б:  11.01.18
Часть 1. Редактирование и форматирование 
Редактирование - изменение содержимого ячеек, строк, столбцов. В частности, копирование данных относится к редактированию.
Форматирование -  изменение представления самого документа и его объектов.
Различают форматы ячейки, столбца, строки.
К основным способам форматирования относятся:
  • изменение формата чисел, дат и валют;
  • форматирование содержимого ячейки;
  • изменение размера шрифта;
  • изменение начертания текста (полужирный, курсив, зачеркнутый);
  • изменение цвета текста или его фона;
  • добавление границ и изменение их цвета, толщины и стиля;
  • выравнивание текста;
  • объединение ячеек по горизонтали в выделенных строках;
  • перенос текста внутри ячейки.


Форматы числовых данных:
  • общий (по умолчанию)
  • числовой (задать количество десятичных знаков) 
  • процентный
  • денежный
  • научный




Часть 2. Проверочная работа № 1 на копирование формул в электронной таблице
Для выполнения работы надо знать, как копируются относительные, абсолютные, смешанные ссылки.
Домашнее задание - повтор ДЗ урока 15 от 20.12.17
  1. Кто еще не установил PascalABC.net - срочно устанавливайте!!!
  2. Выполнить домашнее задание  до 23.00 час 15.01.18, в понедельник - ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!.
  3. Подготовиться к проверочной работе по ссылкам
  4. Построить таблицу сложения чисел  от 1 до 9 и умножения чисел от 10 до 19. Шаблон задания находится ЗДЕСЬ

вторник, 26 декабря 2017 г.

Урок 16-9АВ. Редактирование и форматирование табличных документов

Дата проведения урока для 9А, 9В: 27.12.17
Часть 1. Редактирование и форматирование 
Редактирование - изменение содержимого ячеек, строк, столбцов. В частности, копирование данных относится к редактированию.
Форматирование -  изменение представления самого документа и его объектов.
Различают форматы ячейки, столбца, строки.
К основным способам форматирования относятся:
  • изменение формата чисел, дат и валют;
  • форматирование содержимого ячейки;
  • изменение размера шрифта;
  • изменение начертания текста (полужирный, курсив, зачеркнутый);
  • изменение цвета текста или его фона;
  • добавление границ и изменение их цвета, толщины и стиля;
  • выравнивание текста;
  • объединение ячеек по горизонтали в выделенных строках;
  • перенос текста внутри ячейки.


Форматы числовых данных:
  • общий (по умолчанию)
  • числовой (задать количество десятичных знаков) 
  • процентный
  • денежный
  • научный




Часть 2. Проверочная работа № 1 на копирование формул в электронной таблице
Для выполнения работы надо знать, как копируются относительные, абсолютные, смешанные ссылки.

среда, 20 декабря 2017 г.

Установка и обновление PascalABC.NET

   2018 - год желтой земляной собаки! 

Поздравляем всех с наступающим Новым Годом!
Желаем вам как следует отдохнуть, выспаться, нагуляться, посмеяться и развлечься!

А когда  отдохнете, то проверьте, установлена ли   на вашем ПК среда программирования  PascalABC.NET 

Уважаемые родители! Всю 3 четверть ваши дети  опять будут заниматься программированием! Для успешной учебы  им ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно работать в среде PascalABC.NET  Пожалуйста, помогите им. Если что-то непонятно, пишите нам по электронной почте. Заранее спасибо!
Итак, начинаем
1. Если  PascalABC.NET уже установлен, переходите к пункту 4.
    Если нельзя установить  PascalABC.NET (например, у вас MAC OS), переходите к пункту 5
    Если не установлен, то зайдите на сайт PascalABC.NET
2. Слева в меню выберите 2-ю строку - СКАЧАТЬ
3. Если у вас первая установка - выбираете первый вариант скачивания, если обновление, то второй вариант
4. После установки убедитесь, что система работоспособна.
а) Для этого запустите систему (через меню Пуск или ярлык на рабочем столе)
б) В открывшемся окне найдите строку меню (Файл  Правка  Вид ...  Помощь)
в) Последовательно откройте пункты  Помощь, Изучаем PascalABC.NET, 01_First
г)  В открывшемся окне выберите файл Calculations1.pas, откройте его
д) Вы увидите текст программы-примера. Смело запускайте эту программу через меню:
Программа -- Выполнить
е) Программа должна выполниться и вывести результат вычислений
ж) Копируете этот результат и вставляете в текст письма для учителя информатики. Тема письма: "Установка PascalABC.NET " Это письмо - ваш отчет об успешной установке PascalABC.NET на вашем ПК
з) Отправляете письмо. Ура! Переходите к пункту 6
5. Запустите он-лайн среду http://rextester.com/l/pascal_online_compiler , запустите программу-приветствие, сделайте скриншот экрана, прикрепите его или вставьте в текст письма.  Тема письма: "Онлайн-среда для Паскаля " Это письмо - ваш отчет о проделанной работе
6. Пришлите учителю информатики ваше письмо-отчет до 8.01.2018 (понедельник) до 23.00  Если что-то не получилось, напишите о том, что не получилось.

 Желаем успеха и надеемся, что у вас все получится!

вторник, 19 декабря 2017 г.

Урок 15. Абсолютные, относительные, смешанные ссылки

Дата проведения урока 20.12.17
Более подробно про ссылки можно прочесть в электронном приложении к учебнику Босовой Л.Л.



Анализ ДКР по информатике








Однотипные (подобные) формулы - формулы, которые имеют одинаковую структуру и отличаются конкретными ссылками.
Для упрощения ввода однотипных формул:
  1. вводят формулу в начальную ячейку
  2. копируют ее в другие ячейки
Ссылка - адрес ячейки, используемый в формуле
При копировании формул различают ссылки
  • относительные
  • абсолютные
  • смешанные
Относительная ссылка  - автоматически изменяющаяся при копировании формулы ссылка.
Пример:    =А4+В1 
Относительная ссылка используется в формуле в том случае, когда она должна меняться при копировании.
Правило относительной ориентации
Относительные ссылки в формуле определяют взаимное расположение соответствующих ячеек с исходными данными и ячейки, где хранится результат вычислений.

Абсолютная ссылка  - не изменяющаяся при копировании формулы ссылка.
Для обозначения используется знак $
Пример:    = 5*$А$4
Смешанная ссылка - частично изменяющаяся при копировании ссылка.
При копировании может меняться только одна часть ссылки, столбец или строка. Символ $ ставится перед неизменяемой частью адреса.
Пример:   =$A4-B$2
Копирование подобных формул:
  • записать формулу в первую ячейку
  •  щелкнуть  по ячейке с формулой, навести курсор на правый нижний угол этой ячейки, там появится квадратик
  • тащить вниз (вверх, вправо, влево). Везде, где протащим, копируется формула.
Копируем по столбцу - меняется  номер строки,
Копируем по строке  - меняется номер столбца.
Домашнее задание
Выполнить домашнее задание  до 23.00 час 25.12.17.
Подготовиться к проверочной работе по ссылкам
Построить таблицу сложения чисел  от 1 до 9 и умножения чисел от 10 до 19. Шаблон задания находится ЗДЕСЬ