понедельник, 28 апреля 2025 г.

Урок 30. Анализ ТР в формате ОГЭ



Дата проведения занятия 28.04.25


Посмотрите презентацию и выполните задание на форматирование текста по заданию учителя 
Примерное время выполнения подобного задания на ОГЭ -- 20 минут

Типичные ошибки при решении задач
13.1, 13.2, 14, 15, 16


Домашнее задание 
 
Прислать учителю информатики до 4.05.25  до 22.00 по школьной эл почте письмо-отчет о выполнении домашнего задания.
Тема письма: 9 кл ДЗ-6 Питон  <ваша фамилия>

Задание Питон 6. Написать и отладить  программу
В тетради начертить  блок-схему. К письму присоединить  текст на питоне + скриншот для выполненной программы
 py9hm_6_name. Напишите программу, которая в последовательности целых чисел определяет количество чисел, кратных 3 и оканчивающихся на 2. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа.  Программа должна вывести одно число: количество чисел, кратных 3 и оканчивающихся на 2. 
Например, программа получает на вход: 4, затем 42  5  -12  7.
Программа выводит: 2

понедельник, 21 апреля 2025 г.

Урок 29. Решение задач с циклами for и while

Дата проведения занятия 21.04.25
Для изучения Python  используем главы из учебника Босовой 3.1, 3.2, 3.4 

Работа на компьютере

Задание 0. Запуск среды IDLE. Подготовка к работе
1. Для запуска оболочки выберите в меню Пуск --> Программы --> Python 3.9  --> IDLE
2.Для создания файла с программой в меню File выберите пункт New File
3. В открывшемся окне наберите текст программы (обе строки набираем с 1 позиции):
#Урок 5
print ('Урок 5. Вас приветствует программа Васи Иванова') 
4. Сохраните текст в своей папке под именем Py05_name.py, выбрав пункт меню File --> Save As. Учтите, что name - это ваша фамилия латинскими буквами.
В этом файле будете сохранять программы, написанные на этом уроке.

Задание 1. Для поиска модуля х используется функция abs (x)
Составить блок-схему, написать текст программы, отладить следующие программы
1. Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет количество чисел, кратных 4. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, кратное 4 . Программа должна вывести одно число: количество чисел, кратных 4. Проверить на числах: 7, затем 4 13 16 25 24 20 17

2. Напишите программу, которая в последовательности целых чисел определяет количество чисел, кратных 3. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа как случайные от -30 до 20. Программа должна вывести одно число: количество чисел, кратных 3, или сообщение НЕТ, если таких чисел нет

3. Для тех, кто сдает ОГЭ. Напишите программу, которая в последовательности целых чисел определяет максимальное число, кратное 4, но не кратное 7. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, кратное 4 и не кратное 7. Количество чисел не превышает 1000. Введённые числа по модулю не превышают 30 000. Программа должна вывести одно число: максимальное число, кратное 4, но не кратное 7

Домашнее задание

Прислать учителю информатики до 27.04.25  до 22.00 по школьной эл почте письмо-отчет о выполнении домашнего задания.
Тема письма: 9 кл ДЗ-5 Питон  <ваша фамилия>

Задание Питон 5. Написать и отладить  программу
В тетради начертить  блок-схемы. К письму присоединить  текст на питоне + скриншот для каждой выполненной программы
 py9hm_5_name. 
1Напишите программу, которая в последовательности натуральных чисел определяет количество чисел, кратных 5 и не кратных 3. Программа получает на вход количество чисел в последовательности, а затем сами числа. В последовательности всегда имеется число, кратное 5 и не кратное 3. Программа должна вывести одно число: количество чисел, кратных 5 и не кратных 3.
2. Для тех, кто сдает ОГЭ, задача 1021 с сайта Полякова
   

понедельник, 14 апреля 2025 г.

Урок 28. Цикл FOR. Случайные числа

Дата проведения занятия 14.04.25
Для изучения Python  используем главы из учебника Босовой 3.1, 3.2, 3.4 

Цикл for -  цикл с заданным числом повторений, цикл с параметром

Цикл - это одна из трех основных алгоритмических конструкций. Нарисуем цикл в тетради
Цикл - многократное повторение некоторой последовательности действий

Как правило, циклы for используются либо для повторения какой-либо последовательности действий заданное число раз, либо для изменения значения переменной в цикле от некоторого начального значения до некоторого конечного.

Для повторения цикла некоторое заданное число раз n можно использовать цикл for вместе с функцией range

Оператор цикла for может иметь такую форму. Эта запись означает, что переменная i будет изменяться от 0 до n-1, а цикл выполнится n раз
for i in range(n):
  
оператор

Оператор цикла for может иметь и такую форму. Эта запись означает, что переменная i будет изменяться с шагом s от a до n-1. Шаг может быть положительным или отрицательным!

for i in range(a, n, s):
  
оператор

 

Текст от слова for до знака : включительно называется заголовком цикла, а оператор после : - телом цикла. Переменная после слова for называется параметром цикла.
Параметр цикла меняется от начального значения до конечного значения, увеличиваясь всякий раз на единицу.
Для каждого значения переменной-параметра выполняется тело цикла. Однократное повторение тела цикла называется итерацией цикла. Значение параметра цикла после завершения цикла считается неопределенным.

Если для цикла for  начальное значение переменной цикла больше конечного значения, то тело цикла не выполнится ни разу.

Изменение переменной-параметра цикла внутри цикла является логической ошибкой.

Обратите внимание: в  теле цикла стоит ТОЛЬКО ОДИН ОПЕРАТОР!
А что делать, если надо выполнить не ОДИН, а НЕСКОЛЬКО операторов? Они должны составлять одно тело, они должны быть написаны с одинаковым СДВИГОМ относительно заголовка.

Случайные числа

Большинство стандартных функций языка Python разбиты на группы по назначению, и
каждая группа записана в отдельный файл, который называется модулем.
Для работы со случайными числами нужно использовать модуль random

1. Случайное число от 0 до 1, тип результата float: random()
2. Случайное  целое число n, в диапазоне  a ≤ n ≤ b : int randint(a,b)
Пример: для того, чтобы записать в переменную a случайное число в диапазоне от 1 до 10,
можно использовать следующие операторы:
from random import randint
a = randint (1,10)

Работа на компьютере

Задание 0. Запуск среды IDLE. Подготовка к работе
1. Для запуска оболочки выберите в меню Пуск --> Программы --> Python 3.12  --> IDLE
2. Для создания файла с программой в меню File выберите пункт New File
3. В открывшемся окне наберите текст программы (обе строки набираем с 1 позиции):
#Урок 4
print ('Урок 4. Вас приветствует программа Васи Иванова') 
4. Сохраните текст в своей папке под именем Py04_name.py, выбрав пункт меню File --> Save As. Учтите, что name - это ваша фамилия латинскими буквами.
В этом файле будете сохранять программы, написанные на этом уроке.
Задание 1
Составить блок-схему, написать текст программы, отладить следующие программы
1. Вывести на экран n раз переменную n и текст: "Я знаю случайные числа"
Запустить программу 5 раз
from random import randint
n = randint (1, 5)
for i in range(n):
      print(n, "Я знаю случайные числа")

2. Ввести целое число a, вывести 5 целых чисел, которые находятся на числовой оси правее числа a, каждое следующее больше на 1

3. Ввести целое число b, вывести 7 целых чисел, которые находятся на числовой оси левее числа b, каждое следующее меньше на 2

4. Для тех, кто сдает ОГЭ, задача 1012 с сайта Полякова

Домашнее задание

Прислать учителю информатики до 20.04.25  до 22.00 по школьной эл почте письмо-отчет о выполнении домашнего задания.
Тема письма: 9 кл ДЗ-4 Питон  <ваша фамилия>

Задание Питон 4. Написать и отладить  программу
В тетради начертить  блок-схемы. К письму присоединить  текст на питоне + скриншот для каждой выполненной программы
 py9hm_4_name. 
1. Ввести число n (от 1 до 7). Затем в цикле получить  n случайных чисел, найти их сумму, вывести сумму на экран
2. Ввести число m (сколько знаков - неизвестно). В цикле сосчитать, сколько в нем цифр, найти сумму цифр числа
3. Для тех, кто сдает ОГЭ, задача 1013 с сайта Полякова
   

воскресенье, 6 апреля 2025 г.

Урок 27. Разветвление

Дата проведения занятия 7.04.25
Для изучения Python  используем главы из учебника Босовой 3.1, 3.2, 3.4 

Повторение. Разветвление

Ветвление - алгоритмическая конструкция, в которой в зависимости от результата проверки условия ("да" или "нет") предусмотрен выбор одной из двух последовательностей действий (ветвей). Алгоритмы, в основе которых лежит структура "ветвления", называются разветвляющимися.
Употребляют разные названия этого алгоритма:
  • разветвляющийся
  • ветвления
  • выбора
  • условный 

Существует 2 формы разветвляющегося алгоритма :
  • полная форма
  • неполная форма 
На Python полная форма разветвляющегося алгоритма реализуется с помощью условного оператора. Сдвиг в записи ОБЯЗАТЕЛЕН!
if условие:
оператор1
elif:
оператор2
elif:
оператор3
else:
оператор4
На Python неполная форма разветвляющегося алгоритма реализуется с помощью условного оператора:
if условие:
оператор

Условный оператор работает так: 
1.      Проверяется выражение, которое является условием.
2.      Если условие истинно (true), выполняется оператор1, иначе (false) — оператор2.
Операторы  оператор1 и оператор2 никогда не выполняются вместе — работает только один из них. После выполнения условного оператора управление передается на оператор, который следует за условным.

Обратите внимание: в ветке if и в ветке else стоит ТОЛЬКО ОДИН ОПЕРАТОР!
А что делать, если надо выполнить не ОДИН, а НЕСКОЛЬКО операторов? Их надо "объединить" в один оператор. На Python это делается очень просто: все эти операторы должны быть написаны с одинаковым сдвигом  
if условие:
оператор12
оператор13
оператор14
оператор15
else:
оператор21
оператор22
оператор23
   

Работа на компьютере

Задание 0. Запуск среды IDLE. Подготовка к работе
1. Для запуска оболочки выберите в меню Пуск --> Программы --> Python 3.12  --> IDLE
В результате откроется окно Python Shell, в котором символы >>> означают приглашение ввести команду. 
2.Для создания файла с программой в меню File выберите пункт New File
3. В открывшемся окне наберите текст программы (обе строки набираем с 1 позиции):
#Урок 3
print ('Урок 3. Вас приветствует программа Васи Иванова') 
4. Сохраните текст в своей папке под именем Py03_name.py, выбрав пункт меню File --> Save As. Учтите, что name - это ваша фамилия латинскими буквами.
В этом файле будете сохранять программы, написанные на этом уроке.

Задание 1
Составить блок-схему, написать в тетради программу, которая определяет, заканчивается ли введенное число на цифру 4 или нет.
Для определения последней, младшей цифры числа используется операция  a % 10.

Алгоритм
Начало
  Выведите сообщение: 'Программа определяет младшую цифру числа'
  Введите а
  Если a % 10 == 4: 
        выведите сообщение: 'Последняя цифра числа a=', a, ' это 4'
  иначе:
        выведите сообщение: 'Последняя цифра 
числа a=', a, ' это не 4'
Конец

2. Составить блок-схему, написать текст программы, отладить следующие программы
1. Ввести число, вывести сообщение о том, делится ли оно на 5

2.  Даны две переменные вещественного типа: AB. Перераспределить значения данных переменных так, чтобы в A оказалось меньшее из значений, а в B — большее. Вывести новые значения переменных A и B.
Домашнее задание 
  • Прислать учителю информатики до 13.04.25  до 22.00 по школьной эл почте письмо-отчет о выполнении домашнего задания.
  • Тема письма: 9 кл ДЗ-3  Питон <ваша фамилия>
  • К письму прикрепить  файл с текстом  решенной задачи и скриншот, на котором видно выполнение задачи - для каждой решенной задачи
Задание на 3. 
If3. 
Ввели натуральное число x. 
Если число 
делится на 3:
      увеличить  x на 6
Иначе:
      умножить x на 3
Вывести x
Проверить работу программы на числах 12 и 11

Задание на 4-5. Решить задачу If3 и решить задачи IF97, IF99
IF97. Определить, принадлежит ли точка x отрезку (a, b] Ввести целые значения a, b, x, вывести сообщение: "Точка x =", x, " принадлежит отрезку" или "Точка x =", x, " не принадлежит отрезку"

IF99. Автомат получает на вход трехзначное натуральное десятичное число. По полученному числу строится новое десятичное число по следующим правилам.
А. Вычисляются два новых числа: сумма старшего и среднего разрядов, а также сумма среднего и младшего разрядов.
В. Полученные два числа записываются подряд в порядке невозрастания, без разделителей.
Задание
1. Написать программу. Проверить работу программы на числах 321, 567.
2. Найти наибольшее число, при выводе которого будет выведено 1716


 

понедельник, 31 марта 2025 г.

Урок 26. Практический зачет по электронным таблицам



Дата проведения занятия 31.03.25
Практический зачет 
Выполнить зачетную работу по электронным таблицам по вариантам. Вариант назначает учитель. 
Примерное время выполнения подобного задания на ОГЭ -- 30 минут
Вариант 4


Домашнее задание 
Повторить урок 25

понедельник, 17 марта 2025 г.

Урок 25. Повторение. Переменные, ввод-вывод, арифметические операции

Дата проведения занятия 17.03.25
Для изучения Python  используем главы из учебника Босовой 3.1, 3.2 
Часть 1. Повторение. Понятие переменной
Алгоритм – это понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату.
Программа - алгоритм, записанный на языке, понятном компьютеру.
Исполнителем программы является компьютер.
Алгоритмы описывают последовательность действий, которые производятся над некоторыми объектами.
В информатике отдельный информационный объект (число, символ, строка и др) называется величиной. Величины бывают постоянные (константы) и переменные.
Константой называется величина, значение которой указывается в тексте программы, и это значение не меняется во время работы программы. В Python принято записывать название переменной в верхнем регистре, если она должна использоваться как константа, только для чтения. 
Например: RIGHT = 2

Переменной  
называется величина, значение которой меняется во время работы программы.
Python является языком с динамической типизацией. Это означает что любая переменная может, например, сначала быть числом, а затем строкой. (Это отличает Python от таких языков, как Pascal, C++, C# )
Итак, переменная - это величина, которая имеет имятип и значение

1.1. Имя переменной
Имена переменных, как правило, записываются в нижнем регистре. (minim) 
Имена констант - в верхнем регистре. (RIGHT)
В именах МОЖНО использовать:
  • латинские буквы (A - Z), причем строчные и заглавные буквы в Python  различаются!
  • цифры (0 - 9), имя не может начинаться с цифры
  • знак подчеркивания _. Имя может начинаться с _
В именах НЕЛЬЗЯ использовать:
  • русские буквы
  • пробелы
  • скобки, знаки +, =, !, ? и др
1.2. Числовой тип данных
Основными числовыми типами данных в Python являются
  • int  - целое число. Например, 5 
  • float  - вещественное, с плавающей точкой. Например, 5.2
 1.3. Присвоить значение переменной - значит записать новое значение в переменную. Знак присвоения =
a = 6
d = a 
d = d + 5
f = a + d
1.4. Вывод данных

Для вывода данных на экран используется функция print()
print('Hello!')  # увидим слово Hello!
print(sq) # увидим значение переменной sq
print('Сумма а и b равна', a + b) # увидим слова Сумма а и b равна, # затем значение a + b

1.5. Ввод данных
name = input('Введи свое имя=') # ввод строки
ball = int(input('Введи балл=')) # ввод целого числа
kt = float(input('Введи катет=')) # ввод вещественного числа
Часть 2. Арифметические операции. Модули
2.1. Приоритет выполнения арифметических операций

Над числовыми данными выполняются следующие операции:

x ** y возведение в степень
x * y  умножение;
x / y   деление;
x // y получение целого частного;  
x % y получение остатка от целочисленного деления;
x + y сложение;
x - y  вычитание;
Подробнее про арифметические операции читать здесь

Порядок выполнения операций:
  • вычисление выражений в скобках 
  • возведение в степень 
  • умножение, деление, получение целого частного, получение остатка слева направо 
  • сложение и вычитание слева направо
2.2. Модули
Основными числовыми типами данных являются int и float. К ним применимы
стандартные функции, часть из которых перечислена ниже.
  • abs (х)  - Модуль x. Тип аргумента: int, float. Тип результата - такой же, как у аргумента
  • round (х)  - Округление вещественного х до ближайшего целого (можно задать количество
  • знаков после запятой). Тип аргумента: float. Тип результата - int, float
  • int (х) Преобразование вещественного или строкового х к целому. Тип аргумента: str, float. Тип результата - int 
Большинство стандартных функций языка Python разбиты на группы по назначению, и каждая группа записана в отдельный файл, который называется модулем. Математические функции собраны в модуле math. Его нужно импортировать в рабочее пространство программы, чтобы сделать доступными содержащиеся в нем функции:
import math
После этого обращение к функции должно выглядеть как:
y = math.sqrt (x)
Можно загрузить в рабочее пространство все функции модуля:
from math import *
Теперь к функциям модуля math можно обращаться так же, как к встроенным функциям:
y=sqrt (x)

  • sqrt (х) - Квадратный корень из x. Тип аргумента: int, float. Тип результата -  float 
  • sin (x)  - Синус угла x, заданного в радианах. Тип аргумента: int, float. Тип результата -  float

Работа на ПК
Задание 0. Запуск среды IDLE. Подготовка к работе
1. Для запуска оболочки выберите в меню Пуск --> Программы --> Python 3.12  --> IDLE
В результате откроется окно Python Shell, в котором символы >>> означают приглашение ввести команду. 
2.Для создания файла с программой в меню File выберите пункт New File
3. В открывшемся окне наберите текст программы (обе строки набираем с 1 позиции):
 #Урок 2
 print ('Урок 2. Вас приветствует программа Васи Иванова') 
4. Сохраните текст в своей папке под именем Py02_name.py, выбрав пункт меню File --> Save As. Учтите, что name - это ваша фамилия латинскими буквами
В этом файле будете сохранять программы, написанные на этом уроке.

Задание 1. Вспомним, как работают арифметические операции "деление нацело" и "вычисление остатка от деления", "возведение в степень"
1. Напишите в тетради программу, которая работает по такому алгоритму.
Начало
  Ввести x (целое число): x = int(input('Введи x='))
  Ввести y (целое число): y = int(input('Введи y=')) 
  Разделить нацело  x на 3:                        res = x // 3 
  Вывести значение res на экран:              print (res )
  Найти остаток от деления x на 2:           res = x % 2
  Вывести значение res на экран:              print (res )
  Возвести y в куб:                                      res = y**3
  Вывести значение res на экран:              print (res )
Конец
2. Наберите текст программы в окне Py02_name.py
3. Повторно сохраните текст программы на локальном компьютере в своей папке
    Меню --> File -->Save
4. Запустите программу  3 раза с разными данными  Run --> Run Module
5. Проанализируйте полученный результат
Задание 2. Сосчитайте сумму  и произведение цифр трехзначного целого числа. Проверить на числах 123, -123 и любых других трех числах 
1. Напишите в тетради эту программу
2. Наберите текст программы в окне Py02_name.py
3. Повторно сохраните текст программы на локальном компьютере в своей папке
    Меню --> File -->Save
4. Запустите программу  3 раза с разными данными  Run --> Run Module
5. Проанализируйте полученный результат

Домашнее задание 
  • Подготовиться к зачету по ЭТ, который будет проведен 31.03.25
  • В качестве подготовки решите одну или обе из этих задач: 

Программирование


   В 3-ей и 4-ой четверти - программируем! 

Пожалуйста, обеспечьте доступ на вашем ПК или смартфоне к среде программирования на Python!

Уважаемые родители! В  3 и 4 четверти ваши дети будут заниматься программированием! Для успешной учебы  им ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно работать в среде Python.  Пожалуйста, помогите им. Если что-то непонятно, пишите нам по электронной почте. Заранее спасибо!
Итак, начинаем. Желательно установить на ПК IDLE (интегрированную среду разработки) Python
1. Если на ПК невозможно или нежелательно установить  Python (например, у вас MAC OS), переходите к пункту 3, запуск онлайн среды
    Если на ПК Python не установлен, то установите Python версии 3.10 или выше и переходите к пункту 2.
    Если на ПК Python уже установлен, переходите к пункту 2.     
2. После установки убедитесь, что система работоспособна.
     2.1. Запустите IDLE Python
             Пуск -- Python 3.10 -- IDLE
      2.2. Введите в строке, помеченной  >>>, текст  программы-приветствия: print('Hellow, 640!')
      2.3. Нажмите на клавишу Ввод (Enter), программа выполнится
      2.4. Сделайте скриншот экрана, прикрепите его или вставьте в текст письма
      2.5. Тема письма: "Установка Python на ПК" 
             Это письмо - ваш отчет об успешной установке Python на вашем ПК
      2.6. Отправляйте письмо. Ура! Переходите к пункту 4
3. Запустите онлайн среду https://www.online-python.com/  или https://www.onlinegdb.com/online_python_compiler
или другую подходящую для работы с Python.
Наберите и запустите текст  программы-приветствия print('Hellow, 640!'),
сделайте скриншот экрана, прикрепите его или вставьте в текст письма. 
Тема письма: "Онлайн-среда для Python
Это письмо - ваш отчет о проделанной работе
Отправляйте письмо. Ура! Переходите к пункту 4
4. Пришлите учителю информатики ваше письмо-отчет как можно скорее. Если что-то не получилось, напишите о том, что не получилось.
5. Конец
 Желаем успеха и надеемся, что у вас все получится!