Дата проведения урока 22.03.22
15.02.1934 - день рождения Никлауса Вирта, автора Паскаля
15.02.1934 - день рождения Никлауса Вирта, автора Паскаля
Часть 1. Прощание с электронными таблицами
Ура, с электронными таблицами покончено!Сначала наведите порядок на своем облачном диске: все файлы с домашними задачами, зачетная работа и тп должны быть перенесены в папку 9info-<ваша фамилия> !
Часть 2. Повторение - это часть вашего домашнего задания
Дома законспектировать эту часть урока. Обязательно зарисовать структуру программы!И теперь у нас новая, очень интересная тема - программирование в среде PascalABC.NET!
Ну, скажете вы, вот так новость! В прошлом году это (или почти это) уже было!
Правильно, а новое - это хорошо забытое старое!
Поэтому быстро вспоминаем и записываем в тетрадь - ДОМА!
Языки программирования - формальные языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер.
Паскаль - один из универсальных языков программирования высокого уровня. Он поддерживает процедурный стиль программирования.
Автор языка Паскаль - Никлаус Вирт (нем. Niklaus Wirth, род. 15 февраля 1934 года) — швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор компьютерных наук. Подробнее читайте в вашей любимой Википедии
Алгоритм – это понятное и точное предписание исполнителю выполнить конечную последовательность команд, приводящую от исходных данных к искомому результату.
Программа - алгоритм, записанный на языке, понятном компьютеру.
Исполнителем программы является компьютер.
Алгоритмы описывают последовательность действий, которые производятся над некоторыми объектами.
В информатике отдельный информационный объект (число, символ, строка и др) называется величиной. Величины бывают постоянные (константы) и переменные.
Константой называется величина, значение которой указывается в тексте программы и это значение не меняется во время работы программы.
Переменной называется величина, значение которой меняется во время работы программы.
А вот другое определение переменной. Переменная - это поименованная область оперативной памяти, в которой хранится значение переменной.
Итак, переменная - это величина, которая имеет имя, тип и значение. Чтобы выделить место для хранения значения переменной, ее надо объявить в программе.
Часть 3. Этапы решения задачи на компьютере. Этапы моделирования
1 этап. Постановка задачи. Результат - словесная информационная модель
2 этап. Формализация. Результат - математическая модель
3 этап. Алгоритмизация. Результат - алгоритм ( описание на алгоритмическом языке, в виде блок-схемы и т п)
4 этап. Программирование. Результат - Программа
5 этап. Компьютерный эксперимент. Отладка, тестирование. Результат - уточнение модели. Возможен возврат к этапам 1 - 4.
Часть 4. Среда PascalABC.NET
PascalABC.NET — это:
Язык программирования Pascal нового поколения, сочетающий простоту классического языка Паскаль, ряд современных расширений и огромные возможности платформы .NET.Бесплатная, простая и мощная среда разработки.
Работа на ПК
1. На локальном компьютере в своей папке создайте вложенную папку Pascal_name, где name - ваша фамилия латинскими буквами
2. Найдите на рабочем столе ярлык PascalABC.NET, запустите приложение.
2. Найдите на рабочем столе ярлык PascalABC.NET, запустите приложение.
3. Схематично зарисуйте в тетрадь расположение и назначение окон приложения. Вспомните детали интерфейса приложения.
4. В окне ввода наберите текст программы вычисления куба целого числа
Сохраните текст программы на локальном компьютере в своей папке, во вложенной папке Pascal_name под именем Pas9_0_cl.pas
// Пример программы на Паскале. Вычисление куба целого числа r
program Pas9_0_cl; // заголовок
var r: integer; // блок объявления переменных
var r3: integer; // вспомогательная переменная
begin
write ('Введите r: ');
readln (r);
r3 := r * r * r;
writeln (r, ' в степени 3 = ', r3);
end.
5. Сделайте компиляцию программы (Ctrl + F9).
6. Если нет синтаксических ошибок, то запустите программу (F9) 3 раза с разными данными, проанализируйте результат, покажите учителю.
7. Составьте программы для заданий Begin5, Begin8, Begin10 и выполните их
2. Считаем, что паскаль у всех установлен. Если еще нет - срочно установить! Подробно об установке читать в сообщении от 14.03.22 между уроками 23 и 24
4. В окне ввода наберите текст программы вычисления куба целого числа
Сохраните текст программы на локальном компьютере в своей папке, во вложенной папке Pascal_name под именем Pas9_0_cl.pas
// Пример программы на Паскале. Вычисление куба целого числа r
program Pas9_0_cl; // заголовок
var r: integer; // блок объявления переменных
var r3: integer; // вспомогательная переменная
begin
write ('Введите r: ');
readln (r);
r3 := r * r * r;
writeln (r, ' в степени 3 = ', r3);
end.
5. Сделайте компиляцию программы (Ctrl + F9).
6. Если нет синтаксических ошибок, то запустите программу (F9) 3 раза с разными данными, проанализируйте результат, покажите учителю.
7. Составьте программы для заданий Begin5, Begin8, Begin10 и выполните их
Домашнее задание
1. Законспектировать Часть II этого сообщения2. Считаем, что паскаль у всех установлен. Если еще нет - срочно установить! Подробно об установке читать в сообщении от 14.03.22 между уроками 23 и 24
3а. Кто считает себя продвинутым пользователем, составьте программу для задания Begin11 и выполните ее. Переходите к пункту 5
3б. Кто считает, что ему нужно вспомнить Паскаль, сделайте компиляцию (Ctrl + F9) примера CompilerError1.pas:
3б. Кто считает, что ему нужно вспомнить Паскаль, сделайте компиляцию (Ctrl + F9) примера CompilerError1.pas:
Меню -- Помощь -- Изучаем PascalABC.NET -- 02_Errors -- CompilerError1.pas.
Исправить ошибки, выполнить пример (F9)
4. Аналогично сделать компиляцию и выполнение примеров CompilerError2.pas, CompilerError3.pas
5. Прислать учителю информатики до 4.04.2022 до 22.00 по школьной эл почте письмо-отчет о выполнении домашнего задания. Тема письма:"9 кл ДЗ к уроку Паскаль1". В письмо скопировать результат выполнения программ CompilerError1.pas, CompilerError2.pas, CompilerError3.pas.
Если что-то не получилось, написать причину невыполнения задания.
PS. Для тех, кто использует он-лайн среду https://www.ideone.com/ или http://rextester.com/l/pascal_online_compiler , привожу тексты заданий из пунктов 3-4:
// CompilerError1.pas Исправьте ошибку компиляции.
// Обратите внимание, что курсор позиционируется в конце слова, вызвавшего ошибку
var i: integer
begin
i := 2;
writeln(i);
end.
// CompilerError2.pas Исправьте ошибки компиляции. Опишите переменную r
begin
r := 2.5;
witeln(r);
end.
//CompilerError3.pas Исправьте ошибку компиляции. Не всегда надо "верить" тексту ошибки
var k: real;
begin
k := 2,5;
writeln(r);
end.
Исправить ошибки, выполнить пример (F9)
4. Аналогично сделать компиляцию и выполнение примеров CompilerError2.pas, CompilerError3.pas
5. Прислать учителю информатики до 4.04.2022 до 22.00 по школьной эл почте письмо-отчет о выполнении домашнего задания. Тема письма:"9 кл ДЗ к уроку Паскаль1". В письмо скопировать результат выполнения программ CompilerError1.pas, CompilerError2.pas, CompilerError3.pas.
Если что-то не получилось, написать причину невыполнения задания.
PS. Для тех, кто использует он-лайн среду https://www.ideone.com/ или http://rextester.com/l/pascal_online_compiler , привожу тексты заданий из пунктов 3-4:
// CompilerError1.pas Исправьте ошибку компиляции.
// Обратите внимание, что курсор позиционируется в конце слова, вызвавшего ошибку
var i: integer
begin
i := 2;
writeln(i);
end.
// CompilerError2.pas Исправьте ошибки компиляции. Опишите переменную r
begin
r := 2.5;
witeln(r);
end.
//CompilerError3.pas Исправьте ошибку компиляции. Не всегда надо "верить" тексту ошибки
var k: real;
begin
k := 2,5;
writeln(r);
end.
Комментариев нет:
Отправить комментарий