понедельник, 17 апреля 2023 г.

Урок 30. Повторение. Типы данных. Арифметические операции. Ветвление. Цикл While

Дата проведения занятия 18.04.23
Итак, переменная - это величина, которая  имеет ИМЯ, ТИП, ЗНАЧЕНИЕ
Часть 1. Теория. Повторение - законспектировать дома

1. Имя переменной
В именах МОЖНО использовать:
  • латинские буквы (A - Z), причем строчные и заглавные буквы в Паскале не различаются
  • цифры (0 - 9), имя не может начинаться с цифры
  • знак подчеркивания _
В именах НЕЛЬЗЯ использовать:
  • русские буквы
  • пробелы
  • скобки, знаки +, =, !, ? и др
2. Тип данных (тип переменной)
Основными числовыми типами данных в Паскале являются
  • integer (синонимом является longint) - целый 
  • real (синонимом является double) - вещественный
  • boolean - логический
 3. Переменную нужно объявить в программе для выделения под нее памяти 
var a, b, c: integer; // целые a, b, c
var d, f: real;          // вещественные d, f
var log: boolean;    // логический
4. Присвоить значение переменной - значит записать новое значение в переменную. Знак присвоения :=
a:=6;   d:=a; d:= d + 5;
5. Арифметические операции
Над числовыми данными выполняются следующие операции:
*  (умножение) для integer, real;
/   (деление) для integer, real;
div (получение целого частного) только  для integer;
mod (получение целого остатка деления) только  для integer.
+  (сложение) для integer, real;
-   (вычитание) для integer, real;
Подробнее про арифметические операции читать здесь

Порядок выполнения операций:
  • вычисление выражений в скобках 
  • умножение, деление, div, mod слева направо 
  • сложение и вычитание слева направо
Часть 2. Теория. Повторение - законспектировать дома
2.1. Оператор ветвления IF
 Оператор ветвления называется также условным оператором, оператором разветвления

Синтаксис (справка по Паскалю, условный оператор)
Оператор имеет полную форму и краткую форму

if  условие then оператор1 else оператор2 { полный оператор, разветвление}

if  условие then оператор { неполный оператор, обход}
Каждое ключевое слово else, для которого выбор соответствующего ему if неоднозначен, должно считаться относящимся к ближайшему if, для которого нет соответствующего ему else.
В случае конструкции вида
if условие1 then 
    if
 условие2 then оператор1
    else оператор2
else всегда относится к ближайшему предыдущему оператору if, для которого ветка else еще не указана.
Условный оператор работает как обычно: 
1.      Проверяется выражение, которое является условием.
2.      Если условие истинно (true), выполняется оператор1, иначе (false) — оператор2.
Операторы  оператор1 и оператор2 никогда не выполняются вместе — работает только один из них. После выполнения условного оператора управление передается на оператор, который следует за условным.
Вместо одного оператора оператор1 может использоваться блок команд begin...end.

2.2. Оператор WHILE - цикл с условием

Синтаксис (справка по Паскалю, цикл с условием)
Оператор цикла while имеет следующую форму:
while условие do
  
оператор
Условие представляет собой выражение логического типа, а оператор после do называется телом цикла. Перед каждой итерацией цикла условие вычисляется, и если оно истинно, то выполняется тело цикла, в противном случае происходит выход из цикла.
Если вместо одного оператора в теле цикла требуется выполнить несколько операторов, то используется блок команд begin...end.
Если условие всегда оказывается истинным, то может произойти зацикливание:
while 2>1 do
    write(1);


Чтобы прервать зациклившуюся программу, выполняющуюся из интегрированной среды в режиме связи с оболочкой, следует использовать комбинацию клавиш Ctrl-F2 или пункт меню Программа/Завершить

Часть 3. Работа на ПК в классе для тех, кто не сдает информатику

Правила оформления программы
  1. Программу следует  начать с комментария, в котором содержится условие задачи и набор тестовых данных. Тестовые данные — это те данные, на которых надо проверять работу программы
  2. Программу следует отформатировать (кнопка 5 справа)
  3. Программу следует сопровождать комментариями по тексту
  4. Программу следует начать с приветствия
writeln ('Вас приветствует программа Петрова П');
Варианты назначает учитель
Вариант 1: Выполнить  If2, While7, Integer1, сохранить в своей папке Pascal  на локальном диске  
Вариант 2: Выполнить  If2, While8, Integer2, сохранить в своей папке Pascal  на локальном диске 
Вариант 3: Выполнить  If10, While9, Integer12, сохранить в своей папке Pascal  на локальном диске

Домашнее задание для тех, кто не сдает информатику


  • Законспектировать Часть 1 - Теорию
  • Прислать учителю информатики до 24.04.23 до 22.00 по школьной эл почте письмо-отчет о выполнении домашнего задания. Задание находится ЗДЕСЬ-9pas3-hm21

Часть 3. Для тех, кто сдает информатику

Вариант задает учитель. НЕ делать: № 1 - 12. 
Сделать Задания 13.2, 14, 15.2 сохранить в своей папке на локальном диске, прислать прикрепленным файлом своему учителю информатики
Для  Вариант 31 ( данные  в этой таблице31)
Для Вариант 33 ( данные  в этой таблице33)


Домашнее задание к 25.04

1. Андреев Е, Букеева Е, Евгеньева Е, Курчашова А, Петров Н, Подобедова С, Шмыгун М, Овсепян У, Пеньков Г, Федяев Е, Черноморцева П  выполняют следующее задание.
Из  Вариант 34 ( данные  в этой  таблице34 )  делаете: № 13.2, 14, 15.1 или 15.2. (итого 3 задачи)
На 5-4  все 3 задачи
На 3 - только  задачу № 13.2 (или любую другую)
Сохранить решение на локальном ПК, прислать прикрепленными файлами  до 22 час 24.04.23

2. Все остальные выполняют следующее задание
Из   Вариант 32 ( данные  в этой таблице32) делаете: № 13.2, 14, 15.1 или 15.2. (итого 3 задачи)
На 5-4  все 3 задачи
На 3 - только  задачу № 13.2 (или любую другую)
Сохранить решение на локальном ПК, прислать прикрепленными файлами  до 22 час 24.04.23

Комментариев нет:

Отправить комментарий