четверг, 4 апреля 2024 г.

Урок 27. Повторение. Разветвление

Дата проведения занятия 4.04.24
Для изучения Python  используем главы из учебника Босовой 3.1, 3.2, 3.4 

Повторение. Разветвление

Ветвление - алгоритмическая конструкция, в которой в зависимости от результата проверки условия ("да" или "нет") предусмотрен выбор одной из двух последовательностей действий (ветвей). Алгоритмы, в основе которых лежит структура "ветвления", называются разветвляющимися.
Употребляют разные названия этого алгоритма:
  • разветвляющийся
  • ветвления
  • выбора
  • условный 

Существует 2 формы разветвляющегося алгоритма :
  • полная форма
  • неполная форма 
На Python полная форма разветвляющегося алгоритма реализуется с помощью условного оператора. Сдвиг в записи ОБЯЗАТЕЛЕН!
if условие:
оператор1
elif:
оператор2
elif:
оператор3
else:
оператор4
На Python неполная форма разветвляющегося алгоритма реализуется с помощью условного оператора:
if условие:
оператор

Условный оператор работает так: 
1.      Проверяется выражение, которое является условием.
2.      Если условие истинно (true), выполняется оператор1, иначе (false) — оператор2.
Операторы  оператор1 и оператор2 никогда не выполняются вместе — работает только один из них. После выполнения условного оператора управление передается на оператор, который следует за условным.

Обратите внимание: в ветке if и в ветке else стоит ТОЛЬКО ОДИН ОПЕРАТОР!
А что делать, если надо выполнить не ОДИН, а НЕСКОЛЬКО операторов? Их надо "объединить" в один оператор. На Python это делается очень просто: все эти операторы должны быть написаны с одинаковым сдвигом  
if условие:
оператор12
оператор13
оператор14
оператор15
else:
оператор21
оператор22
оператор23
   

Работа на компьютере

Задание 0. Запуск среды IDLE. Подготовка к работе
1. Для запуска оболочки выберите в меню Пуск --> Программы --> Python 3.9  --> IDLE
В результате откроется окно Python Shell, в котором символы >>> означают приглашение ввести команду. 
2.Для создания файла с программой в меню File выберите пункт New File
3. В открывшемся окне наберите текст программы (обе строки набираем с 1 позиции):
 #Урок 3
 print ('Урок 3. Вас приветствует программа Васи Иванова') 
4. Сохраните текст в своей папке под именем Py03_name.py, выбрав пункт меню File --> Save As. Учтите, что name - это ваша фамилия латинскими буквами.
В этом файле будете сохранять программы, написанные на этом уроке.

Задание 1
Составить блок-схему, написать в тетради программу, которая определяет, заканчивается ли введенное число на цифру 4 или нет.
Для определения последней, младшей цифры числа используется операция  a % 10.

Алгоритм
Начало
  Выведите сообщение: 'Программа определяет младшую цифру числа'
  Введите а
  Если a % 10 == 4: 
        выведите сообщение: 'Последняя цифра a=', a, ' это 4'
  иначе:
        выведите сообщение: .Последняя цифра a=', a, ' это не 4'
Конец

2. Составить блок-схему, написать текст программы, отладить следующие программы
1. Ввести число, вывести сообщение о том, делится ли оно на 5

2.  Даны две переменные вещественного типа: AB. Перераспределить значения данных переменных так, чтобы в A оказалось меньшее из значений, а в B — большее. Вывести новые значения переменных A и B.
Домашнее задание 
  • Прислать учителю информатики до 10.04.24  до 22.00 по школьной эл почте письмо-отчет о выполнении домашнего задания.
  • Тема письма: 9 кл ДЗ-3  Питон <ваша фамилия>
  • К письму прикрепить  файл с текстом  решенной задачи и скриншот, на котором видно выполнение задачи - для каждой решенной задачи
Задание на 3. 
If3. 
Ввели натуральное число x. 
Если число 
делится на 3:
      увеличить  x на 6
Иначе:
      умножить x на 3
Вывести x
Проверить работу программы на числах 12 и 11

Задание на 4-5. Решить задачу If3 и решить задачи IF97, IF99
IF97. Определить, принадлежит ли точка x отрезку (a, b] Ввести целые значения a, b, x, вывести сообщение: "Точка x =", x, " принадлежит отрезку" или "Точка x =", x, " не принадлежит отрезку"

IF99. Автомат получает на вход трехзначное целое десятичное число. По полученному числу строится новое десятичное число по следующим правилам.
А. Вычисляются два новых числа: сумма старшего и среднего разрядов, а также сумма среднего и младшего разрядов.
В. Полученные два числа записываются подряд в порядке невозрастания, без разделителей.
Задание
1. Написать программу. Проверить работу программы на числах 321, 567.
2. Найти наибольшее число, при выводе которого будет выведено 1716


 

Комментариев нет:

Отправить комментарий